Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду.

      Иногда случается так, что привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. В статье рассказываем о простых, действенных правилах, соблюдение которых поможет сделать процесс привыкания плавным и менее «острым».

      Придерживаясь этих рекомендаций,  родители помогут и себе оставаться в состоянии равновесия, важный фактор, который достаточно сильно влияет на ребёнка.

    Адаптация – это способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам.  Человека она сопровождает на протяжении всего периода жизни. Мир изменчив, и мы постоянно приспосабливаемся, привыкаем к чему-то новому: новым условиям, новым обстоятельствам, новым людям... 

     С чего начинается детский сад?

Конечно же с расставания с близкими взрослыми и привыканием к НОВОМУ! Новым и незнакомым будет всё: место, обстановка, воспитатели и дети, еда и кроватка, режим и правила, ритуалы (не так как привык дома) и при этом, рядом (длительно, чаще всего весь день) не будет близких и родных. Безусловно, что момент привыкания будет сопровождать напряжение (психологическое, физическое), а иногда и стресс. Длительность и интенсивность которого будет зависеть от многих факторов: индивидуально-личностных особенностей малыша, от параметров его актуального нервно-психического развития, адаптивных возможностей ребёнка (физических, психологических), адаптивных возможностей взрослого (родители тоже привыкают и как-то переживают процесс), качества детско-родительских отношений.

     Несколько слов о стрессе. Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека.

     Как же помочь маленькому ребёнку минимизировать напряжение и стресс? Эту задачу решить по силам только взрослым. 

 

  1. Твердая уверенность, решение семьи и прежде всего мамы, в том, что детский сад необходим. Родители могут испытвать некоторое беспокойство о том, как "все" пройдет, но это беспокойство не должно подрывать внутренюю уверенность, мешать и создавать метания "а может не надо". Если есть внутренние сомнения, сильная тревога, чувство вины и т.п. - сначала разберитесь с этим.
  2. Организовать свое время так, чтобы была возможность реализовать постепенное «привыкание» ребёнка к ДОУ, с учётом индивидуальных особенностей малыша, его адаптивных возможностей.
  3. Обеспечить спокойную, бесконфликтную семейную ситуацию.
  4. Заранее начать перестраивать режим (сон, прогулки, питание), приближенный к режиму ДОУ, в том числе и в выходные дни. Постоянство («одинаковость») важный фактор для психоэмоциональной стабильности маленького ребёнка.
  5. Понаблюдать за малышом и понять, насколько он самостоятелен, все ли навыки самообслуживания развиты в достаточной мере. Это важный аспект. Как правило, чем самостоятельнее малыш, тем легче проходит привыкание (меньше поводов беспокоиться и расстраиваться). Так как это напрямую влияет на уровень «компетентности», т.е. уверенности в себе. Особенно для тех ребятишек, которые хорошо понимают, что говорят взрослые, но пока еще недостаточно хорошо говорят.
  6. Рассказать воспитателю подробно о личностных особенностях, предпочтениях, привычках ребёнка. Это поможет более быстро и эффективно построить отношения воспитателя с ребёнком, что существенно облегчит процесс адаптации.
  7. Заранее начать знакомство с ДОУ через посещение территории, игры, наблюдение и беседы с ребёнком о том, что это за место - детский сад (игрушки, мебель, еда, дети), чем занимаются дети, взрослые (игры, рисование, лепка, прогулка и прочее).
  8. Для маленьких детей очень важен физический комфорт. Детская одежда один из факторов, влияющих на этот комфорт. В силах родителей постараться минимизировать дискомфорт. Лучше подбирать одежду, которая легка и удобна в надевании, ведь одеться самому или с небольшой помощью взрослого для некоторых детей сложная задача.
  9. Снизить психоэмоциональную нагрузку у малыша. Исключить на время адаптации посещение различных мест и мероприятий (театры, развлекательные детские шоу, походы в гости и прочее). Лучше больше уделить внимания прогулкам на свежем воздухе, совместной привлекательной для малыша деятельности с близким взрослым.
  10. Все волнующие вопросы, проблемы, связанные с посещением детского сада обсуждать с воспитателями или кем-либо ещё, только в отсутствии малыша. Малыш еще не способен понять весь смысл разговора, но понимает интонацию (эмоциональный настрой, тон) и как правило «заряжается» этими эмоциями от взрослых.